звоните:
(495) 507-72-20

Родителям на заметку

Что нужно знать родителям о формировании речи ребенка, что необходимо предпринимать, чтобы она стала правильной.

Речь не является врожденной способностью человека. Чтобы она сформировалась, нужны соответствующие условия, главное из которых – общение с людьми. Существенный фактор в ее развитии – понимание ребенком речи окружающих.

Примерно к концу первого года жизни дети делают первые попытки повторять слова вслед за взрослыми. Девочки начинают говорить несколько раньше – на восьмом – девятом месяце, мальчики – на одиннадцатом- двенадцатом. Между первым и вторым годом жизни идет быстрое накопление словаря ребенка. Первые его слова неотделимы от предметов, которые он чаще всего видит. В течение второго года вместе с накоплением слов появляются и первые попытки прейти от слова к предложению. Сначала малыш совершенно не заботится о правильном построении предложения, а просто ставит одно слово рядом с другим. И только постепенно он начинает согласовывать их друг с другом.

Наиболее интенсивно речь развивается у детей от двух до пяти лет. В это время быстро накапливается словарь, усваивается звуковая ее сторона, происходит овладение грамматическим строем. Характерная особенность детской речи раннего периода – упрощение слов, пропуски отдельных звуков и слогов, перестановки, замены, одних звуков другими, искажение некоторых из них. Все эти явления вполне закономерны. Если, например, в три года малыш вместо звука «ш» произносит звук «с» («сапка», вместо «шапка»), а вместо «р» говорит «л» («лыба», вместо «рыба»), то это физиологическое косноязычие, через которое проходят все дети, не страшно. Оно является естественным, и до определенного возраста, приблизительно до 4-5 лет, не должно вызывать беспокойства у родителей. Если же ребенок к 5-6 годам продолжает некоторые звуки произносить нечисто, то здесь уже необходима помощь логопеда.

У некоторых малышей к двум годам словарный запас составляет два- три слова, что означает отклонение от нормального речевого развития. Нужно проконсультироваться у врача – психоневролога, чтобы выяснить причину задержки речи и своевременно принять меры для устранения вызывающей ее причины.

Рекомендуется проверить речевой аппарат ребенка в самом раннем возрасте. Нужно посмотреть, может ли он поднять язык вверх. Если нет, то можно предположить две причины: или укорочена связочка под языком, или язык вялый и неподвижный. Следует обратить внимание на прикус ребенка. Считается нормой, когда верхние зубы немного прикрывают нижние. Как правило, к пяти годам нормально развивающийся ребенок должен уже без труда говорить обо всем, что связано с его потребностями, пользоваться развернутой фразой и произносить все звуки чисто. К семилетнему возрасту, он уже владеет разговорно-бытовым стилем речи. В школьном возрасте постигает элементы литературного языка, овладевает письменной речью, изучает языковые закономерности.

Какие ошибки чаще всего допускаются в речевом воспитании ребенка? Нередко родители считают, что с маленькими детьми надо разговаривать «детским языком», т.е. сюсюкаться. Им, очевидно, кажется, что так малыш их лучше поймет, а выходит наоборот: он постоянно слышит искаженные слова и значительно хуже понимает взрослых. А они вместо того, чтобы быть для ребенка образцом правильной речи, опускаются до его уровня. В таких случаях даже нормально развивающиеся дети будут искаженно произносить многие звуки и слова значительно дольше положенных сроков.

Часто бывает и другая крайность. Взрослые в присутствии ребенка разговаривают о чем угодно и как угодно, считая, что он маленький и ничего не понимает. И как только этот маленький подрастет и начинает говорить, родители удивляются тому, что он может и ругаться, и кричать на них, и задавать нежелательные вопросы.

Многие дети из-за своей нетерпеливости и непосредственности разговаривают очень быстро, стремясь поскорее поделиться всем, что узнали. При этом они «захлебываются», не договаривают окончания, путают слова. И если родители, вместо того, чтобы умерить эту торопливость, сами говорят скороговоркой, у ребенка может закрепиться ускоренный темп речи. Это уже речевое расстройство. Кроме того, торопливая речь – благоприятный фон для возникновения заикания.

Недостатки речи, даже такие незначительные, как неправильное произношение одного какого- либо звука, создают дополнительные трудности в жизни детей, в общении их со сверстниками. Часто из-за недостатков речи ребенок не выступает на утренниках в детском саду, стесняется говорить с детьми, боясь насмешек и передразниваний. Более сложные речевые расстройства могут отрицательно сказаться и на формировании характера ребенка. Поэтому родители должны сделать все зависящее от них, чтобы речь их детей развивалась нормально, а в случае необходимости – своевременно обратиться к специалисту.

Выполнение всех этих условий является хорошей профилактикой речевых расстройств и избавит родителей и ребенка от тревог и переживаний, связанных с недостатками речи.

Советы логопеда:

  • Необходимо проследить, свободно ли ребенок дышит носом. Затрудненное дыхание может быть следствием полипов или аденоидов. Надо выяснить, в порядке ли твердое небо, нет ли там расщелины. Любой из перечисленных дефектов требует врачебного вмешательства.
  • Если в 5-6 месяцев ребенок не оборачивается на зов, а в 7 месяцев, когда родители называют тот или иной предмет, не ищет его глазами, то это тревожный сигнал, который может обозначать снижение или отсутствие слуха. При первом же подозрении на это следует обратиться к врачу – отоларингологу.
  • Если к четырем годам ребенок плохо произносит не один- два, а многие звуки, а речь его вообще малопонятна для окружающих, нужно срочно обратиться к специалисту.
  • Как только ребенок освоился с новой ролью говорящего человека, он начинает постоянно спрашивать обо всем, что его окружает. Надо внимательно и терпеливо выслушивать все его «почему» и стараться понятно ответить на них, а не отмалчиваться и не отмахиваться от этих вопросов, чтобы не задерживать умственное развитие малыша.

Уважаемые родители, если Вас заинтересовали вопросы развития речи Вашего ребенка, Вы можете обратиться к логопеду- дефектологу Клениной Т.А., или задать нам свой вопрос по электронной почте rznan@ bk.ru и мы Вам обязательно ответим.

← Назад к списку материалов